Налоговый режим «60-66», действующий более года и призванный стимулировать модернизацию российских нефтеперерабатывающих заводов, пока не оправдывает себя. Как сообщает РБК daily, Минфин и Минэкономразвития оценили потери бюджета от его действия в 122 млрд руб., при том что увеличения глубины переработки нефти не произошло. Систему пересматривать не будут, так как инвестиционный цикл, на который рассчитывалась «60-66», составляет пять лет.
Система «60-66» начала действовать с 1 октября 2011 года. Ее целью было стимулировать добычу нефти и увеличивать глубину ее переработки на российских НПЗ. Для этого была снижена экспортная пошлина на нефть с 65 до 60% и унифицированы пошлины на темные и светлые нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть. Позже в налоговый режим «влилась» заградительная пошлина на бензин в размере 90% от пошлины на нефть. С 1 января 2015 года пошлина на темные виды топлива будет увеличена до пошлины на сырую нефть.
Объем первичной переработки вырос на 4,9%, до 270 млн т (план предусматривал снижение на 20—25 млн т, до 230 млн т), а производство мазута выросло на 1,6% (до 74,3 млн т). Благодаря высоким ценам на нефть (111 долл. за баррель в 2012 году, тогда как параметры «60-66» рассчитывались из цены на нефть в 95 долл.) нефтяникам было выгодно экспортировать темные нефтепродукты, что они и делали. Только экспорт мазута вырос на 5,3%. Всего доля темного топлива в нефтяном экспорте увеличилась с 22 до 23,3%, светлого уменьшилась с 11,3 до 10,7%. Между тем система «60-66» была рассчитана на то, чтобы привести к прямо противоположным результатам.
Одновременно затягивается и модернизация заводов. В 2011 году между владельцами НПЗ, с одной стороны, и ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом — с другой, были подписаны соглашения. В документах содержатся детальные планы по модернизации НПЗ и производству моторных видов топлива в период с 2011 по 2020 год. Но компании не успевают уложиться в сроки. Среди нарушителей — «Сургутнефтегаз», «ТАИФ», «Новойл», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ. В итоге ряд проектов по введению установок по глубокой переработке нефти был перенесен на период после 2015 года.
Самый значимый плюс режима «60-66» — увеличение инвестиций в сектор up-stream. Объем капвложений в добычу в 2012 году составил 836,9 млрд руб., что на 107,8 млрд (или на 14,8%) выше уровня 2011 года. В результате произошла стабилизация производства нефти в традиционных регионах (Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, Калининградская область) за счет роста объемов эксплуатационного бурения.
Напомним, в октябре 2012 года министр энергетики РФ Александр Новак заявлял, что в результате внедрения системы налогообложения «60-66» рост инвестиций в нефтяную отрасль в РФ за I полугодие 2012 года составил 14% (1,5 млрд долларов) по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. Также к позитивным факторам Новак отнес рост объемов добычи нефти в I полугодии 2012 года, который в сравнении с аналогичным периодом 2011 года составил 1,6% (28 млн баррелей), а также рост объемов переработки на 2,9% (26,3 млн. баррелей нефтяного эквивалента).
Тогда же Новак озвучил позицию Министерства энергетики: «Налоговые правила должны устанавливаться на долгосрочный период и не должны постоянно меняться. Это должно принести позитивные результаты от внедрения этой системы».
В то же время замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов говорил, что российский бюджет потерял около 1,6 млрд долларов в результате предоставления нефтяным компаниям льгот, компенсирующих убытки от налоговой реформы. «Мы видим позитивные изменения - увеличилось бурение, увеличилась добыча нефти, не сократился объем переработки, не сократился объем производства темных нефтепродуктов, но говорить о том, что все это исключительно связано с режимом «60-66», по-видимому, неправильно», - пояснил тогда Шаталов.
|